«Природа отдала нас в руки двух полновластных и всесильных правителей: страдания и удоволь - ствия. Только они указывают, что нам следует делать и определяют, что мы будем делать»

                                                                    Джереми Бентхем

Рыночная неэффективность - обязательная часть торговой системы. Часть 2

Опубликовано: 04.07.2018

    В первой части статьи я остановился на вопросе, какая информация является для инструмента существенной.

    Ценовые изменения можно описать простой формулой:

P = F (I, B)

     То есть, цена есть функция поступающей на рынок информации I, и реакции игроков на данную информацию B (behavior).

    Информация фундаментального плана, которая переваривается и усваивается рынком в качестве основного блюда, конечно же, оказывает сильное влияние на цены в долгосрочной перспективе, но Джесси Ливермор еще в начале прошлого века говорил:

 

    «Нельзя сказать, что продажи, прибыли, общемировые условия, политика и технология не играют роли в конечной цене акции. Эти факторы, в конце концов, оказывают свое влияние, и цена фондового рынка и отдельных акций может отражать эти факторы, но именно эмоции всегда доводят их до крайностей»

  

    Однако объяснить динамику цен одними лишь эмоциями было бы весьма затруднительно, поэтому я бы слово «эмоции» в этом высказывании Ливермора заменил на слово «психика», которое бы расставило все по своим местам, т.к. эмоции являются малой частью психики, наряду с памятью, расчетом, восприятием...

    Все-таки нельзя отказать биржевому игроку в известной доле рациональности при принятии решений, но проблема вся в том, что эта рациональность носит очень ограниченный характер. Рациональность начинает уступать место ощущениям,  интуиции, ожиданиям, надежде и боязни по мере усложнения рыночной ситуации, просчитать которую отдельный игрок уже не в состоянии, так как ментальная модель, на которой строится его рыночное поведение, уже не в состоянии описать реальность, а построение новой модели находится за пределами его возможностей.

 

     Теперь самое время сказать о существенной для финансового инструмента информации в контексте высказывания  Ливермора. И этой информацией является сама цена. Цены меняются непрерывно не потому, что непрерывно поступает фундаментальная информация, а потому что непрерывно поступает информация в виде самого ценового изменения.

    Более того, биржевые спекуляции давно уже потеряли связь с реальной экономикой и превратились в сетевую компьютерную игру для взрослых, задачей в которой является угадать, где окажется движущаяся на мониторе точка, оставляющая за собой след в двумерном пространстве «Цена-Время».

   

    Теперь формулу ценовых изменений можно переписать в виде: P=F (P, B)

 

    То есть, цена становится функцией самой себя. Именно в таких процессах, когда функция является одновременно и аргументом, становятся возможны экстремальные ценовые изменения инструментов, про которые говорил Ливермор, и появляются такие явления, как устойчивые тренды.  Проще говоря, покупают потому, что растет, а растет потому, что покупают.    

 

    Возвращаясь к источнику прибыли в направленных стратегиях –  покупки/продажи фин. инструмента другими игроками ПОСЛЕ совершенной мной покупки/продажи этого же инструмента (как говорилось в первой части статьи), приходится согласиться, что теперь поиск неэффективности, согласно определению, данному в первой части, является далеко нетривиальной задачей.

    Конечно же, инсайдерская информация, (как в примере из первой части статьи), типа той, что некий крупный игрок собирается своей сделкой сдвинуть цену на инструмент, по-прежнему была бы лакомым кусочком для любого трейдера из низшей весовой категории.

 

    По определению, рыночная неэффективность это свойство рынка, при котором время поступления информации меньше времени отклика на информацию.

    Но как быть теперь, когда в качестве информации выступает сама цена? Эта информация становится доступной всем участникам торгов за, практически, одинаковое и очень короткое время. Возможности же абсолютного большинства игроков быстро реагировать на ценовую динамику сильно ограничены. Эта ниша занята роботами, которые, кроме того, базируются на новейших программно-аппаратных технологиях. 

 

    И вот тут возникает упомянутая в первой части дилемма – необходимо принять решение о своей позиции на основе информации, которая не  доступна большинству, при том, что большинство имеет к ней доступ.

 

    Если абсолютно все имеют доступ к информации о цене и ее производных, то о какой такой информации о цене, недоступной большинству может идти речь?!

 

    Передо мной теперь стоит непростая задача – рассказать по возможности полно о методологии поиска информационной неэффективности, касающейся цены и, при этом, ничего не рассказать))).  

 

    Этим я займусь в третьей, заключительной части данной статьи.