«Природа отдала нас в руки двух полновластных и всесильных правителей: страдания и удоволь - ствия. Только они указывают, что нам следует делать и определяют, что мы будем делать»

                                                                    Джереми Бентхем

Если трейдинг это, в основном - психология, тогда какого черта...?

Опубликовано: 07.11.2016

    Часто ли мы слышим, что трейдинг это ( на 80%, 90%, 100%) психология? Ответ - всегда и от всех. Тогда кто-нибудь объяснит, какого черта, вместо того, чтобы изучать гвоздь трейдинга - психологию, вместо того, чтобы разобраться в тонкостях поведения спекулянтов, 99 % трейдеров и аналитиков занимаются созданием надуманных рыночных моделей, плодят сотни индикаторов, описывающих прошлое поведение цены и, в лучшем случае, пытаются анализировать побочные эффекты (или сопутствующие явления) поведения трейдеров, как результат их психологии, а точнее - психики? Этим грешат не только псевдо гуру, но и вполне адекватные и уважаемые трейдеры и аналитики.     

    Читаешь, бывает, начало книги какого-нибудь известного трейдера, и сердце радуется, когда автор с чувством, толком и расстановкой рассуждает на темы психологической составляющей трейдинга. А потом - как ушат холодной воды: скользящие средние, полосы Болинджера, MACD, RSI и т.п. и - внимание, не удивляйтесь - VSA, Market Profile, Market Delta, etc. Да, именно, эти школы трейдинга и торговые системы я ставлю в один ряд с устаревшими и бессмысленными инструментами тех. анализа. Про это - моя статья  "Школы суеверий".  

    Первое, что мне приходит в голову в попытке ответить на вопрос, почему психологией никто не занимается, это то, что психология - настолько сложная вещь, что только от знакомства с одними названиями, разновидностями, школами и течениями, занимающими не меньше страницы, становится не по себе, не говоря уж о том, чтобы попытаться изучить хоть малую часть этой науки.

    Кроме того, не очевидно, как конкретно применять познания из области психологии в трейдинге. Когда кто-нибудь из "гуру" говорит вам про психологию, какую именно он имеет в виду: фундаментальную психологию, экспериментальную психологию, коллективную рефлексологию, интроспективную психологию, психологию личности, гештальт психологию, патопсихологию или одну из специальных психологий? Спросите у него. И вы, в лучшем случае, услышите в ответ: "цены меняются под воздействием страха, надежды и жадности" и "надо научиться сдерживать свои эмоции". 

    Ой, как этого мало!  Не говоря уже о том, что жадность, надежда и страх - есть эмоции, которые составляют часть психики. Но психика этим не ограничивается, ведь в нее входит и мышление, и память, и намерения, и восприятие и прочее. Поэтому, если уж на то пошло, а жадность и страх это единственное, что этому "гуру" приходит на ум, то трейдинг это не психология, а психика. Другое дело, что изучением психики занимается психология. 

    То, что трейдинг это, прежде всего, психика, доказывают нам порой абсолютно не логичные ценовые движения: против макроэкономического фона, против доминирующей тенденции и с неоправданной волатильностью, когда достижения одного дня полностью нивелируются днем следующим (вчера - 200 пунктов наверх, сегодня - 200 вниз). 

    Чем, по большому счету, вызваны все ценовые изменения? Они вызваны поступающей на рынок информацией и реакцией игроков на эту информацию.

P = f(I, B)

 где P - цена, I - информация, B - поведение (или реакция)

    Когда вы слышите, что информация на рынок поступает непрерывно, это и так и не так.

    По настоящему важная информация поступает на рынок хоть и регулярно, но не беспрерывным потоком. Но цены же все равно, почему-то, меняются непрерывно (когда меньше, когда больше)...

    А дело в том, что изменение цены само по себе является информацией (и, может быть, куда более важной, чем макростатистика). То есть, цена теперь становится функцией самой себя.

P = f(P,B)

(если на время забыть о макроэкономической составляющей).

   Джесси Ливермор, знаменитый спекулянт начала 20 века, говорил: «Нельзя сказать, что продажи, прибыли, общемировые условия, политика и технология не играют роли в конечной цене акции. Эти факторы, в конце концов, оказывают свое влияние, и цена фондового рынка и отдельных акций может отражать эти факторы, но именно эмоции всегда доводят их до крайностей»

   Это обстоятельство Дж. Сорос назвал бы рефлексией финансов (этот вопрос освещен в его книгах: "Алхимия финансов" и "Кризис мирового капитализма"). Он так и пишет: "В рефлексивных процессах очень трудно отделить причину от следствия".  Но Сорос называл немного другое обстоятельство рефлексией финансов.

    Логику рефлексии по Соросу можно проследить на таком примере: рост курса, скажем, евро к доллару сша приводит к тому, что американские товары становятся более конкурентно способны, что приводит к изменению торгового баланса в пользу США, которое ведет к новому витку укрепления доллара. Поэтому складывается ощущение, что рынок, начав игру на укрепление доллара, как бы предвидел будущее оздоровление экономики США, хотя, как мы видим, он (рынок) сам же на это повлиял.

    Та рефлексия, которую имел в виду Сорос, реализуется, как вы понимаете, очень не быстро. Так же не быстро, как протекают долгосрочные экономические циклы. Я же говорю о рефлексивных процессах, протекающих мгновенно.  

     Теперь хотелось бы задаться вопросом о возможности исключить свою собственную психику из процесса торговли. Это, на первый взгляд, должно решить проблему с ее (психикой) неустойчивостью, которая, как нам кажется, единственная и вредит нашей торговле. 

    Да, действительно можно составить четкий торговый регламент - что и в каких ситуациях делать, что не делать и как ограничивать потери (разумеется, с помощью обязательных стопов), чтобы исключить влияние эмоций на свою торговлю. Но, опять же, психика не сводится к эмоциям, а борьба с эмоциями не есть исключение всей психики из трейдинга. Психика, как вы помните, это, в том числе, восприятие и мышление. Поэтому ваш регламент, который вы себе сами создадите, будет зависеть от того, как вы воспринимаете рынок, насколько правильно оцениваете происходящие на нем изменения, даже без учета эмоций.

   А значит, вывод только один - психику исключить невозможно. А возможно только попытатся ее изучить (как свою, так и чужую).  И только в этом смысле трейдинг это психология. То есть, трейдинг это методика использования знаний о психике применительно к торговле, а не просто контроль над эмоциями, как считают подавляющее число "экспертов" от трейдинга.  

    Вторая мысль, которая приходит на ум в связи с местом психики в трейдинге, это та, что, вроде как, есть на рынке силы, не подверженные влиянию психики. Это крупные игроки и роботы. Но очевидно же, что первые вынуждены действовать, исходя из психики торгующей публики, а вторые, к тому же, еще и программируются живыми людьми, и так же зависят от мышления и восприятия программиста (то есть, его психики).

    Таким образом, действия абсолютно всех операторов рынка, прямо или опосредованно, завязаны на психику.

    Но, естественно, вам этого мало. Дальше то что? - спросит читатель. Ну, допустим, ценовая динамика суть результат психических процессов. Как спрогнозировать следующее ценовое движение? Дай точку входа!!! (Кстати, о точках входа я готовлю следующую небольшую статью, которую назову "Чтобы выигрывать, надо делать все наоборот?").

    А вот чтобы ответить на вопрос о прогнозах, не хватит даже десятка подобных статей. 

    Этому, собственно, и посвящен этот ресурс и обе книги дилогии "Я - трейдер. Спекулятивная бихевиористика".

    Методы, которые автор использовал для анализа рынка и прогнозирования динамики цен, лежат на стыке гештальт-психологии, интроспективной психологии и бихевиоризма. 

    Если коротко, то: гештальт-психология дает представление о том, как участники рынка воспринимают рыночные события; интроспективная психология помогает построить предположение о настроении участников рынка на основе интропсихических механизмов; бихевиоризм прогнозирует реакцию участников рынка на информационные события в качестве стимулов. 

   

Все права защищены. Никакая часть этой статьи не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети
Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного
разрешения владельца авторских прав.